Подробнее

Роман-притча У. Голдинга "Повелитель мух" как аллегория рода человеческого

Образовательное учреждение
ГБОУ школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга
ФИО автора работы
Федоренко Даниил Евгеньевич
Краткая аннотация работы
Исследование в области зарубежной литературы 20 века
ФИО научного руководителя (руководителей) работы
Куприянова Екатерина Валентиновна
Работа выполнена учащимся
старшая школа
Текст

В данной работе рассматривается роман У. Голдинга «Повелитель мух» как притча, основанная на христианских воззрениях о добре и зле, и как экзистенциальное произведение, уходящее своими корнями в архетипичные образы античной мифологии.

Есть книги, которые заставляют взрослеть. Есть книги, от которых мучает бессонница и роится бездна мыслей и вопросов. Такие книги перечитываешь. Идешь на спектакль по ним. Смотришь экранизации. И постоянно открываешь в них новые уровни, новые истины. Роман «Повелитель мух» стал для меня такой книгой, после которой я посмотрел несколько одноименных постановок Льва Додина, несколько экранизаций… Но вопросы, возникающие неотступно, заставляют меня идти дальше, обращаться к философии, психологии, даже богословской литературе... Так появилась идея этой работы. Так появилась и гипотеза данного исследования.

Гипотеза: роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух» отражает в себе античные мифологические традиции, идеи первородного греха и грехопадения через позиции экзистенциальной философии и психоанализа.

Цель: определить особенности романа-притчи У. Голдинга «Повелитель мух» с общекультурных, философских и психологических позиций.

Методы исследования, на которых основывается данная работа: аналитическое чтение, аналитические беседы, включенное наблюдение.

Работа состоит из 5 глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи.

В процессе исследования мы приходим к выводу о том, что в основе мировоззрения Голдинга лежат ключевые идеи английской «доголдинговой» робинзонады, данные в развитии:  если у Дефо это безграничность возможностей человека, то у Жюля Верна более пессимистичный взгляд - необходимость быть среди людей, одинокий сходит с ума; в то время как у Баллатайна уже показана группа подростков, которые смогли объединиться ради выживания. Также Голдинг показывает иллюзорность достижений человечества, бессмысленность прогресса после опыта Второй мировой войны, основываясь на  идеях экзистенциализма.

В центре художественного опыта Голдинга – метафизический герой. Так, Саймон - архетипичный герой, восходящий к образу святого апостола Петра, жертва, принимающая мученическую смерть; в то время, как Джек воплощает в себе весь спектр животной порочности, гедонистическое отношение к жизни на острове.

Итак, роман У. Голдинга «Повелитель мух», являясь притчей, действительно отражает в себе античные мифологические традиции, идеи первородного греха и грехопадения через позиции экзистенциальной философии и психоанализа.

Кроме того, стоит отметить некоторые открытия, сделанные мною по ходу работы:

  • театр и кинематограф акцентируют внимание на смысловой содержательности романа-притчи, ярко изображая непримечательные детали сюжета;
  • все детали и образы в “Повелителе мух” обладают сакральным смыслами, то есть роман имеет “второе дно”;
  • вневременная актуальность - множество трактовок переосмысления.

В целом, можно сказать, что роман «Повелитель мух» - притча, аллегория о порочности рода человеческого, заставляющая задуматься современного читателя об основах существования и месте человека в мире.

Современность отражается в образах Голдинга, именно эта идейность романа-притчи “Повелитель мух” послужила мотивом к возникновению мультфильма “За бортом” о правах человека на тему “Мой выдуманный враг”. Этот мультфильм я также представляю на данной конференции. При создании мультфильма выявилась закономерность “нетаковости” - качества “иные”, выпадающие из представления нормальности (условно принятые за большинство), вступающие в разлад с принятыми истинами.

Если рассмотреть с точки зрения зоопсихологии, то подобный механизм “защиты” присущ всем животным. В свою очередь этот механизм должен срабатывать на межвидовом отличии друг от друга. А по отношению к своему виду механизм защиты срабатывает ошибочно. Именно этим сбоем можно объяснить многие источники агрессии и неприязни по расовому, национальному, религиозному признакам. Больший охват негативного восприятия объясняется ксенофобией. Механизм выявлен. Всё в корне уходит в биологическое человека. Вся его слабость заключается в преобладании животного естества. Страх может стать орудием всеобщего манипулирования - в человеке несложно пробудить инстинкты. Совладать с этим сложно, сохранить в себе “человека” при общем подражании диктуемым истинам - невозможно.

Список используемой литературы:

  1. Баллантайн Роберт Майкл // Мир льдов; Коралловый остров // перев. Подеревский К., Перов П. // Классика приключенческого романа: Мир книги, 2011
  2. Библия. Ветхий завет. Книга Иова //Библейское общество, 2001 г.
  3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М., Русская мысль, 1972.
  4. Голдинг У. Выступление на встрече писателей Европы в Ленинграде // Иностранная литература. 1963. № 11
  5. Дефо Д. // Робинзон Крузо // пер. Чуковский К. И. //  Школьная библиотека:  Детская литература, 2014
  6. Жюль Верн // Таинственный остров // М., Альфа-книга, 2013
  7. Зинде М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа // М., Альфа-книга,1995
  8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян, М., Мысль, 1996 г.
  9. Святое Евангелие, М., православное братство «Умягчение злых сердец», 2004
  10. А. А. Чамеев. Уильям Голдинг - сочинитель притч // М., Просвещение, 2001
  11. Чамеев А. Мир Уильяма Голдинга // Голдинг У. Собр. соч.: Повелитель мух; Наследники: Романы; Чрезвычайный посол: Повесть. СПб., 2000.
  12. Шекспир Вильям // Как вам это понравится  (перевод П.Вейнберга) // СПб., "Издательский Дом "Кристалл", 2002
  13. Шеффер Ф// Искусство и Библия // СПб., 2006
  14. Шифман И.Ш. // Ветхий Завет и его мир // Издательство Санкт-Петербургского Университета., 2011
  15. Элиаде М. // Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Альпина нон-фикшн, 2013
  16. Карл Юнг // Душа и миф. Шесть архетипов // Совершенство, 1995
  17. Peter Conrad // William Golding: The Man Who Wrote Lord of the Flies by John Carey // Guardian, 2011   
  18. Harold Bloom. William Golding’s Lord of the Flies // 1995