Подробнее

"Древнегреческая вазопись"

Образовательное учреждение
ГБОУ гимназия №528
ФИО автора работы
Черёмухина Вероника Дмитриевна
Краткая аннотация работы
Искусство изготовления ваз
ФИО научного руководителя (руководителей) работы
Васильева Татьяна Владимировна
Работа выполнена учащимся
начальная школа
Текст

Вашему вниманию я хочу представить презентацию о древнегреческих вазах и стилях росписи. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила узнать подробнее об искусстве древнегреческой  керамики.

Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть балканского полуострова, страна высоких гор, зелёных долин, с трех сторон окружённая морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую разностороннюю культуру, замечательные памятники искусства и архитектуры. Остановимся на одном из ярких проявлений античного искусства — искусства вазописи.

Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” - глина) сосудов. Художники, расписывающие вазы назывались художники - вазописцы. Они расписывали изделия, сделанные гончарами.

Ваза - сосуд, посуда имеет не только повседневно - бытовое , но и декоративное значение.

Жизнь деятельная, насыщенная событиями, а такой она и была в ту пору, все это и отражалось в искусстве.

На глиняных сосудах изображались сложные сюжетные композиции – смесь мифологического, бытового и батального жанров.

Тут были пиры и битвы, подвиги Геракла, победные колесницы. Охотно рисовали на вазах эпизоды из истории Диониса.

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная  Амфора с яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной.

Предназначена амфора  для вина.

-Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху туловом.

-Канфар сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом Геракла и особенно Диониса.

-Лекиф -это керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.

-Пелика служила  для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.

-Ритон- сосуд для питья в виде рога животного. Сосуд часто использовался в священных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога. Сосуд с ручкой, всегда оканчивавшийся головой кого-нибудь животного или мифического существа.

-Динос – большой круглый сосуд, который предназначен для смешивания воды и вина.

-Калаф- корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны.

Существовало два стиля вазописи: чернофигурная и краснофигурная.

Более ранний – чернофигурный сформировался к VI в. До н.э

Черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне. Силуэт и линия - первоэлементы греческой живописи.

В V в. До н. э. фон стал черным, а фигуры оранжево-красные, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название краснофигурный.

Фигуры перестают быть плоскими силуэтами, тенями, они становятся пластичными. Теперь художник птичьим пером или тонкой кисточкой наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица.

Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, по своему содержанию лирическими или драматическими.

К сожалению, время не пощадило античную вазопись - многие из ваз разбились, утратив свой первоначальный вид.

Но благодаря труду археологов,  некоторые удалось склеить, отреставрировать, и многие экземпляры представлены в знаменитых музеях мира (Эрмитаж, Русский музей и т. д.). Они по сей день радуют нас совершенным блеском черного лака.

Вывод: Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи.

Именно она подчеркивает красоту формы сосудов.

 Античные вазы помимо своих художественных и бытовых функций со временем приобрели ещё одно значение – историко-документальное, так как изображения на них расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

Мы познакомились с видами древнегреческой вазописи и узнали, чем они отличаются друг от друга.

Специально к этой теме я ходила в Государственный музей Эрмитаж, нашла зал искусства Древней Греции и решила запечатлеть себя  около ваз. Фотографии представляю к Вашему вниманию.

Источники:

  • Интернет
  • Кино
  • Государственный музей Эрмитаж.
  • Книга "Античное искусство" Н.А. Дмитриева, Л.И. Акимова