Подробнее

Традиции мозаики Древней Греции в современном интерьере школы.

Образовательное учреждение
ГБОУ СОШ № 350
ФИО автора работы
Осмачкина Сабрина 6а, Ворокова Элина 6б
Краткая аннотация работы
Изучение традиций изготовления мозаики в Древней Греции принципы использования мозаики в интерьере современной школы.
ФИО научного руководителя (руководителей) работы
Боровкова Ирина Петровна, учитель ИЗО
Работа выполнена учащимся
средняя школа
Текст

Мозаика, являясь одним из видов  монументальной живописи, служит для украшения сводов и  стен зданий, а также декоративного мощения полов. Технология  мозаичного набора, изобретенная несколько тысячелетий назад, претерпела незначительные изменения до нашего времени, поэтому можно говорить, что существует преемственность традиций  мозаики Древней Греции в современном изобразительном искусстве. Блики света, отраженные от разноцветных кусочков мозаики, оживляют своей игрой интерьеры зданий, создавая праздничное настроение.

В связи с этим у нас возник проблемный вопрос: может ли мозаика  найти применение в нашей школе?  Если может, то какие технологии ее изготовления надо применить?

Мы сформулировали цель проекта -  разработать рекомендации по выбору технологии изготовления мозаичного панно для оформления рекреации  в школе по разработанному эскизу.

Актуальность нашего проекта обусловлена тем, что для оформления интерьера школ в основном применяется декоративная роспись или однотонное покрытие стен красочным слоем, которые  со временем приходится подновлять или покрывать заново. Мозаичное исполнение живописных картин более долговечное, что немаловажно при переходе школ на самофинансирование.  Новизна  проекта  состоит в том, что в нем предлагаются современные материалы, новые виды смальт для выполнения мозаики, а также компьютерный способ оцифровывания изображения и перевода его в мозаичные квадратики заданных цветов.

Мы выдвинули следующую гипотезу: для оформления рекреации  в школе можно применить мозаику по предложенному эскизу с учетом  разработанных рекомендаций по выбору технологии набора мозаики и ее материалов. В соответствии с целью проекта и подтверждения гипотезы были определены задачи:

•      собрать, изучить и проанализировать материалы о мозаичных произведениях античности;

•      рассмотреть технологические способы мозаичного набора Древней Греции и  провести их сравнительный анализ;

•      проанализировать современные способы мозаичного набора;

•      выполнить практическую работу по созданию мозаики разными способами с помощью пластилина и бумажной аппликации;

•      выработать рекомендации по выбору технологии набора и материалов мозаики;

•      выполнить эскиз мозаичного панно для оформления рекреации  в школе.

Объектом исследования стало мозаичное искусство Древней Греции примерно с 11 века до н. э. до эпохи Римской империи. Оно характерно для ее колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.

Предметом исследования являлись разные технологии набора мозаики и материалы, используемые в Древней Греции, а также способы мозаичного набора, наиболее распространенные в современном  декоративно-прикладном искусстве. 

В процессе  проектной деятельности для сбора и обработки информации были использованы теоретические методы исследования: анализ и синтез, а также метод сравнения при выборе технологии набора и материалов мозаики. В практической части проекта были использованы  такие методы, как эксперимент для моделирования разных способов набора мозаики и  графические методы для создания эскиза мозаичного панно. Результатом проекта  являются следующие продукты: рекомендации по выбору технологии набора и материалов мозаики, а также эскиз мозаичного панно для оформления рекреации  в школе.

Изучив литературу по исследованию напольных мозаик античного искусства и результаты археологических раскопок, мы выяснили, что существуют  четыре основные техники мозаичного набора:  opus barbaricum (опус барбарикум), opus vermiculatum (опус вермикулатум), opus sectile (опус сектиле), opus tesselatum (опус тесселатум). 

Во время  практической работы  мы промоделировали разные способы изготовления мозаики.  Технику мощения, названную опус барбарикум,  которая была широко распространена в Греции в 8–6 вв. до н. э., мы попробовали реализовать  при создании мозаики  из  шариков, скатанных из пластилина, заменив ими необработанную гальку. Примером нам послужила мозаика «Охота на оленя», найденная в интерьерах одного из частных домов Пеллы, столицы Древней Македонии, в которой была использована цветная галька, а также напольная мозаика  храма города Гордион, столицы Фригии, где в качестве материала была использована необработанная речная галька темно-красного, синего и белого цвета с позднейшими вкраплениями желтого и серого. Приложение 1.

Технику сектиле, в которой используются разные по форме и по размеру шлифованные пластинки мрамора, разных натуральных камней, перламутра или даже стекла, мы опробовали при  изготовлении мозаики из тонких слоев пластилина определенной формы. В качестве примера мы взяли мозаику из коринфского порта Кенхея, представленную в  археологическом музее Истмии. Приложение 2. Такой вид мозаики набирали из кусочков, вырезанных по специальному  шаблону, и закрепляли в слое извести, цемента, мастики или воска.

С помощью бумажной аппликации мы воспроизвели технику тесселатум, которая  пришла на смену техники опус барбарикум. Приложение 3. Четырехгранная подколка краев камешков, называемых тессерами, обеспечивала более плотное прилегание их друг к другу, что позволяло давать более тщательную деталировку  реалистичным живописным изображениям. Опус вермикулатум, как разновидность техники тесселатум, в которой используется более мелкий модуль, появилась в результате экспериментов с тессерами.  Мы  опробовали эту технику при изготовлении мелких деталей лица персонажа нашего мозаичного панно. Она представляет собой мозаичную миниатюру, которая позволяет передавать тончайшие живописные нюансы. Характерным произведением этой техники, который мы взяли за образец, является мозаика «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Палермо на Сицилии. Для наиболее ранних мозаик, выполнявшихся в технике опус вермикулатум, основными материалами служили разнообразные кубики, нарезанные из цветных натуральных и полудрагоценных камней, отличавшихся наиболее яркой природной окраской, а также кубики из медного стекла великолепного синего цвета.

Проанализировав все технологии изготовления мозаики, мы рекомендуем использовать технику тесселатум обратного набора, который применяли там, где необходимо получить  идеально ровную поверхность мозаики. Мозаичный модуль фиксируется лицевой стороной вниз на специальную бумагу с клейким покрытием. Затем мозаика переворачивается и укладывается на затвердевающий раствор, после чего бумага удаляется, а швы затираются соответствующей затиркой. Подобный набор был использован при строительстве собора святого Петра в Ватикане и при изготовлении мозаик в знаменитой мастерской А.А. и В.А. Фроловых для храма Спаса на Крови. Он позволял значительно сократить сроки изготовления заказа и передать точность индивидуального почерка авторов живописных произведений.

Сейчас на рынке появился широкий набор смальт  разных российских и итальянских производителей. Палитра Российской смальты Академии Художеств СПБ насчитывает 300 цветов. Палитра Итальянской смальты Bisazza - 150 цветов. Все они поставляются либо в виде блинов размером 25х40х0,5-0,8 см, либо  в виде блоков  размером 20х20х2 см. Для изготовления нашей мозаики мы рекомендуем  смальту фирмы «АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ СПБ», так как толщина блинов равна 0,5 см, и цена за кг наименьшая.

Для изготовления компьютерным способом оцифровывания изображения и перевода его в мозаичные квадратики заданных цветов предлагаем использовать мозаики Китай ROSE  разных серий.  Идеально подходит стеклянная мозаика базового состава  богатой цветовой гаммы серий «QUARTZ»  и «HP» чистый цвет. Она представляет собой набор элементов размером10х10, 20х20 мм  толщиной 4 мм,  является водостойкой, морозостойкой, устойчивой к химикатам, к перепадам температур и к ультрафиолету.

В качестве эскиза декоративного  мозаичного панно мы решили выбрать сцену обучения Буратино Мальвиной как любимых сказочных персонажей.  Приложение 4.

Поместить  эту мозаику мы  предлагаем на 3 этаже, где располагаются первые классы начальной школы.   Приложение 5.

Практическое значимость нашего проекта заключается в следующем: положения и выводы проекта, его документальный и иллюстративный материал может быть использован на уроках ИЗО, а также во время проведения занятий кружка по обучению искусству мозаики. Привнесение мозаики в интерьер школы по предлагаемому эскизу приобщит детей с детства  к восприятию монументального искусства в целом, воспитает уважение к кропотливому труду мастеров, которые создают живописные произведения из маленьких кусочков смальты.  Наши рекомендации можно применить для улучшения создания интерьера собственной квартиры, а также дальнейшего преобразования нашей школы в будущем.

Список используемых источников и литературы

1. Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., Кузищин В. И., Маринович Л. П. История Древней Греции / Кузищин В. И. — М.: Высш. шк, 2001. — 399 с.

2. Виннер А.В. Материалы и техника мозаической живописи. М.: Искусство, 1953.

3. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова «Мозаика» М. 1950 г.

4. Кутейникова Н. С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв. СПб.: Знаки, 2005.-501 с.

5. Мозаика. [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаика. Свободная энциклопедия. Википедия. Последнее изменение этой страницы: 7 апреля 2016.

7. Пелла (город) [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Пелла_(город)

8. Археологический музей Истмии [Электронный ресурс] URL: http://www.openarium.ru/Греция/ Пелопоннес/Музеи/

9. Выбор материала для мозаики. [Электронный ресурс] URL:  http://smalta.info/praktikum/vybor-materiala/

10. Смальта. [Электронный ресурс] URL:  http://www.art-palatin.ru/materials/mosaic/ материалы